Верификация лжи и обмана

Цель:

  • Рассмотреть научно-практические подходы к пониманию понятий «ложь», «обман», «самообман» ведущих отечественных и зарубежных школ верификации и профайлинга.
  • Научить распознавать ложь в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
  • Научить оперативным методам получения правдивой информации и признания лжеца.
  • Научить выявлять у себя и работать с собственными когнитивными иллюзиями и самообманом.
  • Освоить технологию результативной диагностики детской лжи.
  • Научить противодействию выявлению лжи, искусству эффективного обмана в коммуникациях.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Блок 1. «Вся правда про ложь»
1.1.Мини-лекция «Что такое ложь и почему врут даже самые честные люди».
Цель: усвоение базовых знаний по программе

1.2.Дисскусия «Специфика лжи у разных категорий людей»
Цель: получить знания об особенностях лжи у разных психотипов взрослых людей, детей, мужчин и женщин, представителей разных профессий и этноса.

1.3. Понятия «детектор ошибок» и «высшая доминанта» или что происходит с человеком лгущим Цель: понимание физиологических и психо- социальных механизмов порождения лжи, изучение основных «симптомов» обмана

Блок 2. Методы верификации лжи
2.1. Чтение по лицу: физиогномика и мимика человека. Модель кодировки лжи П. Экмана, FACS, EmFACS, FACSAID (Facial Action Coding System; Emotion Facial Action Coding System; – международный стандарт систем кодирования лицевых движений).
Упражнение «Видеоанализ», отработка верификационной техники в тройках
Цель: получение знаний, умений и навыков распознания лжи путем анализа мимики человека

2.2. Пантомимика лжи, понятие «стресс-жест», «ориентировочная реакция», «старт- рефлекс», пассивные невербальные сигналы, «утечка информации». Отработка верификационной техники в тройках
Цель: получение знаний, умений и навыков распознания лжи путем анализа индексов, характера, интенсивности, продолжительности, видового подтипа, психофизиологического смысла и конгруэнтности жестов человека.

2.3. Матрицы и стратегии лжи в речи человека, барьеры коммуникации по Л. Филонову, понятие «проговорка причастного». Упражнение «Город в котором я был», отработка верификационной техники в тройках
Цель: обучение участников верификации лжи и обмана по анализу речи человека, характеристикам его голоса (тон, тембр, мелодика и т.п.), способу подачи информации.

2.4. Вегетативные признаки лжи Отработка верификационной техники в тройках
Цель: получить практические навыки в обнаружении физиологических признаков обмана

Блок 3. Методы разоблачения лжеца и получение признания
3.1. Техники активной верификации. Международные стандарты FAINT («Опросная беседа судебной оценки» Н. Гордона), CQT («Метод вопросов сравнения» Д. Рейда), мониторинг реальности Sporer S.L. кластерный анализ С.Б. Уолтерса. Упражнение «Оценка», «Продажа признания», отработка техник в тройках
Цель: научиться «выводить на чистую воду» лжецов в различных коммуникативных ситуациях, отработать навыки реализации алгоритмов верификационного опроса, беседы и направленного интервью.

Блок 4. Самовнушение или как наш мозг обманывает сознание
4.1. Понятие самовнушение, виды, причины и последствия Мини-лекция, дисскуссия
Цель: сформировать понятия критичности, осознанной реальности, отработать навыки отслеживание критериев добровольного заблуждения и способов работы со своими иллюзиями.

Блок 5. Идеальный лжец
5.1. «Антиверификация» Дискуссия, оработка в тройках
Цель: получить знания о методах положительного манипулирования в коммуникациях, изменеиемя динамики коммуникации для своей выгоды и научиться реализовывать ложь демонстрируя основные верификационные признаки правдивого высказывания.

Результаты участников:

  • Получат развернутое представление об основных моделях лжи и обмана взрослых и детей, подростков и пожилых людей.
  • Получат знания о гендерных различиях: как врут мужчины и женщины.
  • Изучат технологии определения лжи и обмана по невербальным признакам: мимика и жесты.
  • Научатся распознавать ложь по вербальным (речевым) признакам, определять типичные речевые матрицы лжи.
  • Изучат технологии обнаружение и разоблачения обмана по вегетативным признакам (физиологические реакции).
  • Отработают техники верификации и ведения беседы для разоблачения обманщика.
  • Научатся безошибочно определять ложь в ходе простой ни к чему не обязывающей бытовой или деловой беседе.
  • Научатся методам получения признания.
  • Получат инструменты позволяющие минимизировать самообман.

Бизнес-тренер: Макаренко И. А.: эксперт-психолог со стажем работы более 15 лет, эксперт- полиграфолог, клинический психолог, кандидат психологических наук, директор «Экспертного бюро судебной психофизиологии и поведенческого анализа» г. Калуги, руководитель департамента и факультета судебных экспертиз в АНО ДПО «Академия Детекции Лжи» г. Москва